Russian

Belarusian

English

Вредные привычки и зависимость или здоровая и дружная семья?

202Сколько радости доставляют нам малыши, когда начинают познавать мир, им все интересно, все хочется потрогать и попробовать на первый зубок. Они еще не понимают, что мир вокруг них таит опасности, что-то можно «взять ручками, а что-то только посмотреть глазками», но поведение взрослых для них – эталон. Дети непроизвольно копируют нас, даже  когда мы этого не хотим, ведь взрослые для них пример во всем. А поведение взрослых в быту определяется рядом привычек или действий, которые человек выполняет почти автоматически, не задумываясь о том, что ребенок все замечает, что лучше не проявлять при детях некоторые свои вредные наклонности, а может даже, ради ребенка, постараться избавиться от них. Закуривая при ребенке, мы не думаем, что через несколько лет также будет поступать и он. Если родители проводят вечер за компьютером, а бабушка и дедушка у телевизора,  как вы думаете, что сделает ребенок, когда вернется из школы? Да, занятия с детьми, спорт, прогулки, отнимают много времени, а ведь мы и так устали на работе, но зато ребенок будет радовать, расти физически и психически здоровым и вредные привычки не превратятся в зависимости.

 Не будем рассматривать привычки малышей сосать палец, обкусывать ногти, крутить или вырывать волосы, что проходит с возрастом, а подумаем о вредных привычках детей школьного возраста, когда ребенок, взрослея, сам должен принимать какие-то решения и  много времени проводит вне дома. В это время мы, часто выполняя свою «родительскую функцию», ограничиваемся вопросами о школе, о еде, о здоровье, проверкой домашних заданий. Мы меньше времени уделяем ребенку, потому что знаем, в школе дети заняты, да и находятся «под присмотром», почти как в детском саду, а дома – своя нагрузка, надо выполнить все домашние задания и отдохнуть. Как-то незаметно мы отодвигаем от себя проблемы, о которых часто читаем в прессе, интернете, и если узнаем, что беда пришла в дом к соседям или друзьям, кажется, что нас это не коснется. В глубине души надеемся, что наш сын или дочь не прикоснуться к чему-то плохому, ведь для нас любимые чада все еще маленькие дети и мы с трудом осознаем, что подросток давно уже курит и успел попробовать спиртное. Мы сами, искренне желая детям добра, наливаем чуть-чуть шампанского, «только на донышко», ведь это только в праздничный день и все пьют «за здоровье», даем телефон или планшет поиграть – «это же развивающая игра, и не на долго, пусть займется чем-то пока я занят или занята», без сомнений курим в квартире с чашечкой кофе в руках, любим покушать сами и с младенчества заталкиваем в ребенка еду – «он же такой худенький», позволяем себе громко сориться при детях, сквернословить, так чего же мы ждем от детей? Когда родители говорят, что «это» плохо и так делать нельзя, как поступает ребенок? Подростку предлагают сигарету или пиво, он часто не умеет и не может отказаться, сказать «нет», хотя осознает и понимает, что это неправильно и нельзя этого делать, однако не хочется показаться маленьким, потерять друзей, попасть в неприятную ситуацию перед одноклассниками. Вот так и закуривает, но, понятно, раз для родителей это плохо, ребенок не станет их огорчать и просто им ничего не расскажет. Конечно, наступает момент, когда родители понимают, что с ребенком что-то не так, он не хочет общаться, «зависает» в интернете надолго и от этого страдает учеба и ухудшается зрение, или приходиться прятать продукты, потому что медики ставят страшные диагнозы «сахарный диабет» или «ожирение». Обычно, гораздо позже взрослые узнают о таких вредных привычках, как курение, алкоголизм, наркомания или о склонности к азартным играм, модным нынче селфи и т.д. Шанс начать борьбу за детей может быть упущен. Никакие нотации, о том, что эта привычка разрушит здоровье, неокрепший организм, страшные рассказы из жизни знакомых или известных людей, запирание в квартире, запреты, уже не помогут. Мы с ужасом понимаем, что совершенно не знаем своих детей, не знаем их друзей, их переживания и интересы, чем они заняты, когда их нет дома или когда они одни дома. Напрашивается вопрос, когда же мы потеряли своего ребенка, когда он успел стать таким агрессивным, не контролируемым? Как это могло случиться, ведь было всё хорошо, когда наш славный, добрый малыш превратился в чужого незнакомого человека? Ведь мы все делали правильно, старались, работали, чтобы у детей было все, что нужно и не хуже, чем у других?

Наверное, начинается все с малого – вот сидит молодая мама с ребенком 4-5 лет в поликлинике или общественном транспорте – оба с планшетом или телефоном, вот родители с детской коляской в жаркий летний день прогуливаются в парке – оба курят и пьют пиво. Нельзя сказать, что современные мамы и папы не знают о пагубных для здоровья привычках, которые со временем становятся зависимостями. Если спросить – четко ответят, что ребенку можно поиграть в компьютерные игры не более 30 минут, а курение (никотин, аммиак, синильная кислота, углекислый газ - яды) и алкоголь (деградация личности) до добра не доводят, но почему-то именно за собой мы плохого не замечаем или не обращаем внимание. Разрешаем детям часами «приобщаться к технике» сидя у «компа»  - смотреть мультики, играть - по принципу «лишь бы дитя не плакало!» и вот уже для малыша это лучшее времяпрепровождение. Знаю на собственном опыте, как трудно в чем-то ограничить ребенка, тем более от занятий с «любимой игрушкой».  Дети готовы выполнять любое поручение, за разрешение воспользоваться планшетом… И все же ради здоровья своих детей нам придется пожертвовать своими удовольствиями, интересами, временем – это не будет напрасно! Только на собственном примере, обсуждая всей семьей проблемные темы, планы семьи, привлекая детей к обсуждению того, что лучше для семьи и их самих, увлекая своей активной жизненной позицией - занятиями спортом, прогулками всей семьей (зимой на лыжах, летом на велосипедах), модным сейчас пешеходным «квестом», планами на летний отдых. Наша задача увлечь детей, не оставлять их в одиночестве, помочь создать свой круг друзей, у которых общие интересы, и (важно!), который будет вам знаком. Главное, что бы ребенок видел перед собой достойный пример для подражания, общался с людьми, ведущими здоровый образ жизни. Вместе с ним оценивайте хорошие и плохие поступки, черты характера, учите находить общий язык с другими людьми.  Пользуйтесь схемой ЗОЖ: правильные мысли – позитивные мысли – правильное решение – правильное действие – правильные привычки – хорошая жизненная позиция.

Для детей работает в Минске проект «Под знаком здоровья». Идея создания появилась у Ларисы Васильевны Ульяновой, замечательной женщины и администратора Заслуженного коллектива «Республиканский театр белорусской драматургии», которая привлекла в проект специалистов городского Центра здоровья, Гимназии №12 г. Минска, детской поликлиники №15 г. Минска. Цель проекта – воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, а задачи – сохранение и укрепление здоровья детей посредством проведения практических занятий, формирование культуры поведения и эстетического вкуса посредством театрального творчества. Что же скрывается за этими фразами?  Дети, вместе с родителями, в субботний день приходят в театр, нарядные и красивые, с праздничным настроением, уже у входа их с улыбкой встречают администраторы театра и направляют в холл, где врачи и фельдшеры-валеологи, врачи-педиатры, педагоги, занимаются с детьми и родителями. Темы занятий разные, для детей в виде игры, просмотра мультфильмов или видеороликов, а затем обсуждение занятия, в форме вопросов и ответов. Для родителей – в виде анкетирования и короткого анализа анкет (причем анкеты заполняются анонимно), предоставления наглядной агитации на темы здорового образа жизни, актуальные темы профилактики простудных заболеваний, питания и здоровья и т.д. Детская аудитория –  1 - 4 классы ГУО «Гимназия №12 г.Минска» и обычные зрители, которые пришли на спектакль по-раньше, до начала спектакля. Активные участники занятий получают призы и подарки. Затем дети и родители направляются в зрительный зал, начинается спектакль и все зрители попадают в сказку. Дети, затаив дыхание, смотрят на сцену, активно реагируют на юмор и слезы главных героев, никто не шумит, не разговаривает и не жует, никаких телефонов и планшетов – ребята сами чувствуют, как нужно себя вести в театре, никто их не одергивает и не читает нотаций. После спектакля – длительные аплодисменты артистам, что тоже увлекает детей, потому что спектакль понравился и ладошек не жалко!  Затем, у выхода из зрительного зала, все ребята получают в подарок книжки.

С ребятами происходит чудо, наверное, сама атмосфера театра и ощущение праздника, полученные впечатления, завораживают. Дети чувствуют внимание, которое им уделяют взрослые, и то, что они нарядные, вместе с мамой или папой, а часто и оба родителя присутствуют, в театре, им очень нравиться. Собираясь домой, ребята обсуждают пьесу, говорят о том, что им понравилось и спрашивают у родителей: «А когда следующий раз пойдем в театр?». Скажу честно, ко мне даже в троллейбусе подошли дети с мамой, поинтересоваться, когда будет следующее занятие в театре и как можно попасть на него «неорганизованным» детям.

Много времени уделяют детям сотрудники Центральной детской библиотеки имени Николая Островского столицы. Взаимодействуя с валеологами УЗ «15-я городская детская поликлиника» и УЗ «32-я городская клиническая поликлиника», педагогами средних школ Московского района в библиотеке ежемесячно проводятся уроки здоровья для детей младших и старших классов. И это не просто лекция о сохранении здоровья, проводится демонстрация видеороликов, мультфильмы, презентации на темы здорового образа жизни, с анкетированием, викторинами. Взрослые работают слаженно, от всего сердца, простым и понятным для детей языком объясняют то, что родители, возможно, не смогли рассказать, в силу своей занятости или упустили из-за отсутствия доверительных отношений в семье.

Никто не родился наркоманом или игроком. Важно не упустить тот момент, когда ребенок может почувствовать себя одиноким, неудачником, никому не нужным или не будет знать, чем себя занять. Если в семье хорошие, доверительные отношения, дети могут найти поддержку у своих близких людей и друзей. Также, родители могут четко распределить свободное время ребенка, всегда знать, где он находится после школы, чтобы у детей не было времени, интереса и желания пообщаться с плохой компанией или сидеть в интернете. Конечно, мир полон соблазнов, а подростки как раз познают мир,  и часто информация, которую преподносят им, далека от  реальности. Мы – семья, близкие люди должны рассказать, объяснить, какую боль приносят вредные привычки и как быстро они могут стать зависимостью, а если в семье царит душевное тепло, уважение, забота друг о друге, дети не станут ставить интересы «новых друзей», выше интересов семьи.

 

УЗ «15-я городская детская поликлиника»

фельдшер-валеолог Нестерова Н.Е.