Russian

Belarusian

English

Скоро в школу

podgsch070820 1Начало школьной жизни – важный период для каждого человека. Психологически и морально подготовить ребенка к школе, помочь адаптироваться малышу в новых условиях жизни – важная задача для родителей.

Специалисты, психологи и врачи, оценивая готовность ребенка к обучению в школе, выдвигают несколько критериев и среди них: отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость; умение общаться, способность сосредоточиться на занятии, стремление узнать что-то новое; грамотная, связная речь, умение слушать преподавателя, наличие определённых знаний и кругозора.

Конечно, родители в первую очередь внимание уделяют здоровью будущего школьника, оздоровлению его в летний период, перед началом учебного года. При этом следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов, которые обследовали ребенка (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопе­да), и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нару­шений. Особое внимание необходимо обратить на состояние осанки и зрения у малыша. В этом возрасте продолжает интенсивно формироваться опорно-двигательный аппарат: позвоночник еще гибок, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических ус­ловий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что может вызвать на­рушение процессов роста и развития костной системы, нарушение осанки. Это не­обходимо учитывать и при продолжительности нагрузки (сидении за партами), и для правильного подбора мебели (стола и стула) - рабочего места уче­ника. Часто дети, у которых есть нарушение осанки, страдают и близорукостью. Следует уделить особое внимание правильному подбору обуви, стопа ребенка состоит в основном из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий и физической нагрузки стопа может легко деформироваться, это может стать причиной плоскостопия. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты и во время обучения детей письму быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, пред­плечья, что отражается на почерке. Не завершено формирование мышц сердца и сосудистой сети. При  чрезмерных нагрузках могут возникать патологические  явления в сердечной мышце, клапанах сердца и сосудах. Родители должны понимать, что дети во вре­мя занятий быстро устают и не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Конечно, каждый  ребенок индивидуален, имеет свои темпы биоло­гического созревания, на его развитие влияют различные факторы - социальные, ­культурные, генетические, но мы, взрослые, должны и можем помочь ребенку сохранить здоровье в новых условиях жизни. 

Не стоит забывать и о закаливании, которое поможет быть крепким и избегать многих болезней. Хорошо, если закаляться вы начали с детства, летом, используя природные средства закаливания – воздух, солнце и воду. Сбалансированное питание  - это также путь к сильному иммунитету и крепкому здоровью.  Если ребенок питается рационально, в одни и те же часы, его организм активно готовится к приему пищи и усвоению полезных веществ. Составьте режим дня школьника, распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы дети поиграли во дворе  или покаталась на велосипеде. Крепкое здоровье и хорошее самочувствие связаны с тем, как мы проводим день, поэтому режим дня должен включать: сон, отдых, занятия, питание, двигательную активность. Важно сделать упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они развивают ребенка, разгружают его сознание, дают отдых от школьных занятий. Сократите занятия за компьютером и просмотр телевизора, не включайте свои гаджеты в помещении, где занимается ребенок. Старайтесь больше разговаривать с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день, что понравилось на уроках, а что нет, что новое он узнал, запомнил, что заинтересовало. Если у вас нет времени пообщаться, перенесите разговор на другое свободное время, но не перебивайте на полуслове. Дети говорят о том, что им кажется очень важным, поэтому внимательно выслушайте своего малыша. Когда дети взрослеют, в подростковом возрасте, родители жалуются, что дети ничего им не рассказывают. А эта замкнутость или недоверие к взрослым развивается в первые годы обучения, если дети чувствуют, что мама и папа не хотят их слушать, вникать в их проблемы. Помните, что ребенок будет делиться с вами своими переживаниями, только если увидит заинтересованность в них. Эти разговоры «по-душам» важны и для развитие навыков речи, а это одна из главных задач при поступлении в первый класс.

Дети, посещающие детский сад, легче переносят первое время учёбы, потому что воспитатели  готовят их к школе, они уже в детском саду получают определенный багаж знаний. Многие родители занимаются с малышами самостоятельно, это позволит ребенку чувствовать себя увереннее, развивает интерес к учёбе. Однако, родители должны понимать, что малыш может чего-то не уметь, ему тяжело запомнить сразу много информации, поэтому не стоит перегружать его. Психологи советуют родителям ознакомиться с набором основных знаний, которыми должен владеть будущий первоклассник:

  •  это полные имена родителей и свое собственное, свой адрес; различать популярные растения и животных, отличать их (например: роза или ромашка, лису или заяц);
  • время,  умение обращаться с часами, отличать день от ночи, вечер от утра;
  • геометрические фигуры, уметь вырезать круг, треугольник, квадрат, соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат;
  • различать цвета, количество цветов в радуге, порядок их расположения, рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная;
  • знать цифры, считать от 1 до 20 и обратно;
  • различать времена года, месяцы, дни недели,  знать их количество;
  •  знать популярные праздники (новый год, день рождения);
  • знать строение человеческого тела;
  • различать живое и неживое.

Будущие ученики должны знать элементарные правила дорожного движения, приучайте их быть самостоятельными, усидчивыми, дружелюбными. Настройте ребёнка на вежливое поведение на переменах, он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель. При подготовке малышей к школе прислушайтесь к советам психологов, врачей и педагогов, почитайте литературу на эту тему, все это поможет пройти этот важный жизненный этап без проблем.

Только родители знают своего ребенка так, как никто другой, и им легче найти правильный подход к его обучению и понять, как лучше его подготовить. А как приятно будет родителям слышать от педагогов положительные отзывы о своем первокласснике! Будьте здоровы и удачи!


Информацию подготовила фельдшер-валеолог УЗ «15-я городская детская поликлиника» Нестерова Н.Е.