Тропинка к школьному порогу
Поступление в школу-очень ответственный момент в жизни ребенка. От того, насколько он подготовлен к этому событию, во многом зависит его школьная жизнь.
Мне часто приходится беседовать с родителями, чьи дети впервые идут в школу, и я убедилась, что многие из них не понимают, как важно начинать готовить ребенка к школе не с шести-, а с трехлетнего возраста.В это время лечебно-профилактические мероприятия особенно эффективны.
Недостаточная работа медиков и педагогов, особенно в детских дошкольных учреждениях, приводит к тому, что к пятилетнему возрасту, у детей проявляются отклонения в состоянии здоровья: ухудшается зрение, осанка( вплоть до сколиоза). В результате синдрома "склоненной головы" могут возникнуть изменения в функционировании сердца, желудочно-кишечного тракта, заболевания бронхо-легочной системы.
Учителя начальной школы, к сожаленю, не всегда понимают, что здоровье ученика во многом зависит от учителя.Семья также мало уделяет внимания состоянию здоровья детей.Если родители конфликтуют между собой, подвержены вредным привычкам(курят, пьют и т.п.),-то ребенок,скорее всего,не будет иметь необходимых санитарно-гигиенических навыков, не сможет адекватно вести себя в коллективе.Поэтому очень важна совместная работа семьи, педагогов-воспитателей и медицинских работников в деле формирования здорового образа жизни ребенка.
От 10% до 25% детей шестилетнего возраста функционально не готовы учиться в школе. Они часто болеют, многие заболевания переходят в хронические.
Определять готовность детей к школе нужно заранее - в сентябре- ноябре предшествующего года. Тогда за оставшееся время можно будет провести углубленный медицинский осмотр ребенка, при необходимости оздоровить его, провести психофизиологическую подготовку( исследование всех необходимых при обучении функций, таких как моторика, речь и др.) Ребенку нужно помочь адаптироваться к условиям школы, устранить все неблагоприятные факторы, воздействующие на него в семье, детском саду, помочь избавиться о т вредных привычек, подготовить "рабочее место"(стол, освещение), приучить к нужному режиму дня.
У детей при поступлении их в школу снижается двигательная активность, а речевая -повышается. Этот переход также требует немалых усилий, определенной физической и психологической подготовки.
Психологическая подготовка к школе.
В настоящее время, перед приемом ребенка в школу, определяется его психологическая готовность к этому событию. Ребенок, поступающий в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Очень хорошо, когда родители развивают познавательные потребности своих детей. Если ребенок задает вопрос, интересуется чем-то новым, то он и в школе будет с интересом и охотой воспринимать учебную задачу, учебный материал. Нужно всегда стремиться отвечать на вопросы детей, а не отмахиваться ссылаясь на нехватку времени.
Психологи выявили, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко, у других она больше связана с практической, бытовой деятельностью. Это так называемые « теоретики» и «практики». Именно «теоретики» являются «почемучками».
Очень часто учителя говорят о ребенке: « Не хочет думать». И это « нехотение» думать, как правило приводит детей к отставанию. Иногда родители жалуются: « Ему ничего не интересно, ничем его не увлечешь, ему бы только бегать сломя голову».Такие дети требуют особого внимания, направленного на развитие их кругозора, любознательности. И огромное место в развитии интеллекта, познавательной сферы ребенка, принадлежит семье. Нужно , особенно в этот год, перед школой, интересоваться у воспитателя, как ведет себя ребенок на занятиях. Активный он или тихонько сидит, отвлеченно думая о чем-то; стремится отвечать или только балуется? Хватает ли усидчивости у вашего ребенка? Эти качества, без достаточного развития которых ему будет трудно учиться.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе-важная, но не единственная предпосылка успешного обучения.
Очень важно, хочет ли ребенок идти в школу и почему. И если на вопрос «Почему ты хочешь в школу?», ребенок отвечает: «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «В школе буду задачи решать»- это хорошо. Обязанность родителей – сформировать эмоционально –положительное отношение к школе.
Серьезного внимания требует формирование волевой сферы ребенка. Его ведь ждет напряженный труд. Он должен делать не только то, что хочется, а и то, что нужно. И помощь родителей в этом случае неоценима. Постарайтесь следить за тем, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца- к примеру, не начинал рисовать сразу на 10 листах… Учите его не отступать перед трудностями. Развивайте у ребенка дисциплинированность, организованность, аккуратность, умение слышать с первого раза. Эти навыки ему очень пригодятся во время учения.
Нужно развивать и укреплять руку ребенка для предстоящего обучения письму.Пусть побольше лепит, вырезает ножницами, раскрашивает, рисует.
Заучивайте с ребенком побольше стихов, тренируйте их память, учите связно рассказывать, отвечать на вопросы. Все это не так уж и трудно, к тому же является залогом успешной учебы в школе. А значит , и хорошего настроения, крепкого здоровья.
Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! Сделайте все от вас зависящее, чтобы вашему ребенку было легче вступить в новую и такую ответственную для него пору школьной жизни.
Врач педиатр - валеолог М.Т.Гурбо
УЗ « 15 городская детская п-ка»