Ребёнок идет в школу
Первый раз в первый класс! Это ответственное и волнующее событие, много меняющее в жизни ребенка. Первый шаг из мира детства, игр в другой, взрослый более строгий, упорядоченный – мир школьника. Этот переход сложен для детей не только психологически, он несет немалую нагрузку и на здоровье.
Начало школьных занятий – это самый ответственный период жизни первоклассника, предстоят довольно сложные и серьезные испытания. Ребенок приходит в новый коллектив – надо подчиниться его дисциплине, приспособиться к новому режиму. Человек еще маленький, а обязанностей становится много, нагрузка на организм очень большая. Главное здесь – переход от игры к труду, труду каждодневному, обязательному, длительному. Этот переход от игры к труду дается детям нелегко, поэтому к школе детей нужно готовить. Мамы и папы должны постараться ежедневно заниматься с ребенком, приучить будущего школьника к усидчивости, тренировать его внимание. Первоклассник должен уметь сосредоточивать внимание в течение 15 – 20 минут.
Следует уделить особое внимание развитию кисти руки. Физиологи доказали, что ей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления одной из его функций – речи. Хороша развивает кисть руки рисование, лепка из пластилина.
Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Её развитию и совершенствованию помогает заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок. Во время рассказа обращайте внимание малыша на правильное произношение звуков и понимание содержания. Если у ребенка есть дефекты речи, то это затруднит его обучение. Поэтому для правильного формирования навыков чтения важно еще до школы устранить у ребенка дефекты и обратиться за помощью к логопеду.
Один или два раза в неделю нужно заниматься подготовкой к письму. Следует помнить, что ребёнок не может писать непрерывно более трёх минут: он устает, появляются ошибки. Поэтому занятия должны быть непродолжительными, лучше, если они будут проходить в игровой форме с обязательными перерывами. Малыша необходимо хвалить даже за небольшие успехи.
Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Чаще вспоминайте своё детство – это хорошая школа жизни.
Первый год обучения – это период адаптации ребёнка к новым жизненным условиям, и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к школьной обстановке. Им трудно сидеть на уроках, некоторые не способны наладить положительные взаимоотношения со сверстниками, либо с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учёбе, не справляются с учебной нагрузкой.
В ответ на новые требования в первые месяцы у маленького школьника могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, нарушается сон, нередко появляется чувство страха.
У многих детей шестилетнего возраста недостаточно развито внимание, что может быть связано с повышенной впечатлительностью. Непросто в первом классе так называемым педагогически запущенным детям, в воспитании которых допущены грубые отклонения. Чаще всего это относится к ребятам из неблагополучных семей. У таких детей небольшой запас знаний, они не подготовлены к школе и испытывают трудности в обучении.
У шестилетних детей сильно развита потребность в движении. При невозможности её удовлетворить у них нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. По этой причине они на переменах бегают, шумят, дерутся.
Как же облегчить ребенку процесс адаптации к школе, который продолжается, как правило, 1 -1,5 месяца?
В первую очередь, ребёнок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей и связанные с этим трудности. Безусловно, вначале у школьника не всё ладится. Однако это не должно менять отношения к нему самых близких людей дома. Очень важно, чтобы оно всегда оставалось ровным, доброжелательным, подбадривающим. Как бы ребёнка предварительно не готовили к новому режиму жизни и труда в школе, ему приходится осваивать всё на практике. Родителям следует ежедневно вникать в школьные дела сына или дочери, интересоваться всем, что произошло в классе. Порой не все, с чем ребенок сталкивается, он может правильно осмыслить. Например, ученик старался выполнить задание, но удалось ему это не очень хорошо. Он пока понимает только то, что старания приложил, а итог труда оценить полностью еще не в состоянии. Родителям при этом необходимо не упрекать малыша за неважный результат, а похвалить за старание и только после этого спокойно объяснить важность итога любой выполненной работы.
Облегчит адаптацию к школе хорошо продуманная обстановка дома. Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий. Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать его росту. Наиболее подходящим будет стол, высота которого на 2 см выше локтя стоящего рядом ребёнка.
Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся низко над книгой, тетрадью. Самым удобным является расстояние в 30 -35 см до поверхности стола.
Стол должен быть хорошо освещен. Поэтому его лучше поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны от сидящего за столом ребенка.
При чтении полезно приучать пользоваться специальной подставкой для книг, устанавливаемой под углом в 40 градусов к горизонтальной поверхности стола, что облегчает работу глаз и делает её менее утомительной.
Чтобы адаптация к школе протекала легче, чрезвычайно важно соблюдать режим дня. В режиме дня необходимо предусмотреть время подъема, приёма пищи, занятий в школе, прогулок и подвижных игр на воздухе.
В период адаптации к школе не следует загружать ребенка занятиями в различных кружках, секциях
Детям, а шестилетним в особенности, крайне полезны подвижные игры, физические упражнения на свежем воздухе, что повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, укрепляет здоровье. В учебные дни шестилетний ребенок должен быть на свежем воздухе не менее 3 – 3,5 часов.
Итак, для того чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать его оздоровление и лечение в зависимости от результатов врачебных осмотров, обеспечить рациональное питание, закаливание, организовать правильный режим дня. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.
Выполняя эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребёнку успешно вступить в новый период его жизни – учение не будет мучением ни для него, ни для вас.
Счастливого учебного года!